Либерализация оплаты труда в реальном секторе экономики
2011-09-07 ## 23:09 | ||
Необходимость исключения излишнего регулирования рынка труда определена положениями Директивы Президента Республики Беларусь от 31 декабря 2010 г. № 4 «О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь». В целях реализации её положений принят Указ Президента Республики Беларусь от 10 мая 2011 г. № 181 «О некоторых мерах по совершенствованию государственного регулирования в области оплаты труда» (далее – Указ №181), вступивший в действие с 1 июня 2011 г., главной новацией которого является придание рекомендательного характера применению Единой тарифной сетки работников Республики Беларусь (далее – ETC). Субъектам предпринимательской деятельности с 1 июня 2011 года предоставлено право самостоятельно принимать решение о выборе любой системы оплаты труда работников как с применением ETC, так и без её применения. При этом те наниматели, которые приняли решение о сохранении действующих у них условий оплаты труда работников, не должны закреплять это решение в каком-либо локальном нормативном правовом акте. Решение нанимателя перейти на новые условия оплаты труда, т.е. без применения ETC, может быть принято в любом виде (приказ, распоряжение, положение и др.). При переходе на новые условия оплаты труда с целью социальной защиты работников в Указе № 181 предусмотрены две нормы: недопущение снижения размеров заработной платы работников на момент введения новых условий оплаты труда; соблюдение для работников гарантий в области оплаты труда, предусмотренных законодательством о труде. Основной такой гарантией в области оплаты труда является размер минимальной заработной платы, установленный законодательством (далее – МЗП). Указом № 181 значительно расширены права нанимателей в вопросах формирования условий оплаты труда работников, в том числе повышения их тарифных ставок (окладов) и установления выплат стимулирующего характера. Так, в частности, в нем предусматривается отмена действия ранее установленного Декретом Президента Республики Беларусь от 23 января 2009 г. № 2 единого норматива в размере 80 процентов средств, направляемых на выплату премий и надбавок, в отношении коммерческих организаций. Данный норматив действует только в отношении организаций-монополистов, что соответствует положениям пункта 1 Директивы № 4 в части сохранения государственного регулирования цен на продукцию организаций-монополистов. В целях реализации Указа № 181 в части определения тарифных ставок (окладов) работников коммерческих организаций приняты постановления: Министерства труда и социальной защиты, Министерства финансов, Министерства экономики Республики Беларусь от 9 июня 2011 г. № 41/38/88 (отменена Инструкция о порядке повышения тарифной ставки первого разряда коммерческими организациями); Министерства сельского хозяйства и продовольствия, Министерства труда и социальной защиты от 16 июня 2011 г. № 42/45 (отменена Инструкция о порядке определения тарифных окладов руководителей сельскохозяйственных организаций системы Министерства сельского хозяйства и продовольствия); Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 14 июня 2011 г. №43 (отменена Инструкция о порядке определения тарифных ставок и должностных окладов работников коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей); Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 11 июля 2011 г. №67 (утверждены Рекомендации по определению тарифных ставок (окладов) работников коммерческих организаций и о порядке их повышения (далее – Рекомендации). Данные Рекомендации приняты в целях оказания методической помощи руководителям и специалистам коммерческих организаций при проведении ими работы по совершенствованию действующих и внедрению новых систем оплаты труда, в том числе без применения ETC, повышению тарифных ставок (окладов) работников во взаимосвязи с конечными результатами и эффективностью деятельности организации. С учетом изменений законодательства в коммерческих организациях оплата труда работников с 1 июня 2011 г. осуществляется на основе принятых ими локальных нормативных правовых актов. При этом в них максимально должны учитываться результативность вклада каждого работника в результаты труда и финансовые возможности коммерческих организаций. Таким образом, в настоящее время законодательством для субъектов предпринимательской деятельности в области оплаты труда сняты практически все ограничения, предоставлены широкие возможности в применении различных систем оплаты труда, надо только грамотно и эффективно ими воспользоваться. Т. Островская, главный специалист управления по труду, занятости и социальной защите Оршанского райисполкома. |
||
просмотров:21824
|